Предпосылки Мы замечаем, что мир с каждым годом становится всё более непредсказуемым, нестабильным, неопределённым. В нём невозможно действовать, как раньше. Чтобы выжить в современном VUCA-мире, требуются новые решения. Это касается не только бизнеса, но и производства, образования, культуры, муниципального управления, банковской сферы и информационных технологий.
На возникающие сложные ситуации нужно создавать не очевидные, а инновационные решения, больше уделять внимания людям, для которых они создаются, вдохновляться желаемым результатом. Здесь на помощь приходит методика дизайн-мышления, используемая от разработки нового продукта или сервиса до стратегии выстраивания отношений организации со своими клиентами.
Что такое дизайн-мышление Значение слова «дизайн» в русском языке более узкое, чем в английском. Под ним понимают создание красивых изображений, графическое оформление продукта или создание особенного внешнего вида или формы продукта. А в английском design имеет более широкое значение: замысел, план, результат проектирования, причём не только материальных объектов, но и бизнес-процессов, сервисов, бюджетов или корпоративной стратегии.
Получается, что «дизайн» в таком контексте можно понимать как процесс моделирования будущего. Поэтому и значение термина «дизайн-мышление» максимально широкое — это процесс поиска креативных решений для задач любого уровня сложности в любой сфере деятельности. Если коротко и по пунктам, то дизайн-мышление — это:
- во-первых, подход для креативного решения проблем. Он помогает выходить за рамки привычных и очевидных идей;
- во-вторых, метод создания продуктов и услуг, ориентированных на человека;
- в-третьих, процесс организации деятельности команды, новый подход и способ организации работы.
Основная идея дизайн-мышления — стремление исследователей находить проблемы людей, ставить себе задачи и решать их. Методика дизайн-мышления применяется в разных уголках мира и может открыть источник вдохновения в работе.
Значимые моменты В дизайн-мышлении важна небольшая команда из людей с различными умениями и навыками, а также с их разными взглядами на задачу. Чтобы использовать креативный подход, необязательно быть дизайнером. Любой человек может применять эту методику в образовании, карьере, бизнесе и повседневной жизни.
Дизайн-мышление — не линейный процесс. В нём выделяют пять этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототипирование и тестирование. Далее — подробнее о каждом из них. - Эмпатия — основа дизайна (решения), ориентированного на человека. Этот этап важен, чтобы понимать людей, для которых создаётся это решение. Чтобы найти решение для других, нужно проявить эмпатию (сочувствие, понимание) к ним и их ценностям. Понять, что они думают и чувствуют, чтобы выявить потребности. Только благодаря наблюдению можно увидеть, как выглядит их жизнь в реальности, интерпретировать их опыт, чтобы найти сильные инсайты.
- Этап определения (фокусировки). Здесь происходит анализ и синтез всех находок предыдущего этапа. Формулируется задача, для которой нужно будет искать решение, и формируется уникальное видение ситуации. Именно оно даёт фокусировку, вдохновляет команду на поиск инновационных решений.
- Этап генерации идей. На нём проводится мозговой штурм, придумывается огромное количество идей для решения задачи. Этот этап позволяет преодолеть очевидные решения и начать думать вне шаблонов, вне колейного мышления, открыть новые области.
- Этап прототипирования. Здесь идеи воплощаются в реальном мире: в модель из пластилина и ниточек, из бумаги, в интерфейс или excel-таблицу. Важно попробовать прототип в действии, предложить опробовать его пользователям. Этот этап позволит лучше узнать пользователя, думать «руками», улучшить решение, вдохновить людей (команду, клиентов, заказчиков, инвесторов).
- Этап тестирования тоже позволяет улучшить решение и лучше узнать пользователей, а также проверить и улучшить видение.
С любого из этапов можно вернуться к предыдущим, если текущие результаты оценены как неудовлетворительные. Для проведения каждого из них есть разнообразные методы.