ПРОФИЗВЕСТНОСТЬ
Вовлекающие технологии

Что такое дизайн-мышление, и для чего оно нужно?

Этот материал был размещён на сайте Мурманск онлайн: городской портал https://murmansk.city.online/news/2022-03-31-chto-...

Понятие «дизайн-мышление» — относительно новое, но стремительно набирающее популярность. Разобраться в том, что стоит за этим термином, порталу «Город Онлайн» помогли кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна РЭУ имени Г.В. Плеханова, эксперт проекта «Профизвестность.рф» Светлана Бадмаева и кандидат филологических наук, бизнес-тренер, фасилитатор, модератор стратегических коммуникаций, руководитель проекта «Профизвестность.рф» Юлия Приказчикова.

Предпосылки

Мы замечаем, что мир с каждым годом становится всё более непредсказуемым, нестабильным, неопределённым. В нём невозможно действовать, как раньше. Чтобы выжить в современном VUCA-мире, требуются новые решения. Это касается не только бизнеса, но и производства, образования, культуры, муниципального управления, банковской сферы и информационных технологий.

На возникающие сложные ситуации нужно создавать не очевидные, а инновационные решения, больше уделять внимания людям, для которых они создаются, вдохновляться желаемым результатом. Здесь на помощь приходит методика дизайн-мышления, используемая от разработки нового продукта или сервиса до стратегии выстраивания отношений организации со своими клиентами.

Что такое дизайн-мышление

Значение слова «дизайн» в русском языке более узкое, чем в английском. Под ним понимают создание красивых изображений, графическое оформление продукта или создание особенного внешнего вида или формы продукта. А в английском design имеет более широкое значение: замысел, план, результат проектирования, причём не только материальных объектов, но и бизнес-процессов, сервисов, бюджетов или корпоративной стратегии.

Получается, что «дизайн» в таком контексте можно понимать как процесс моделирования будущего. Поэтому и значение термина «дизайн-мышление» максимально широкое — это процесс поиска креативных решений для задач любого уровня сложности в любой сфере деятельности.

Если коротко и по пунктам, то дизайн-мышление — это:

  • во-первых, подход для креативного решения проблем. Он помогает выходить за рамки привычных и очевидных идей;
  • во-вторых, метод создания продуктов и услуг, ориентированных на человека;
  • в-третьих, процесс организации деятельности команды, новый подход и способ организации работы.
Основная идея дизайн-мышления — стремление исследователей находить проблемы людей, ставить себе задачи и решать их. Методика дизайн-мышления применяется в разных уголках мира и может открыть источник вдохновения в работе.

Значимые моменты

В дизайн-мышлении важна небольшая команда из людей с различными умениями и навыками, а также с их разными взглядами на задачу. Чтобы использовать креативный подход, необязательно быть дизайнером. Любой человек может применять эту методику в образовании, карьере, бизнесе и повседневной жизни.

Дизайн-мышление — не линейный процесс. В нём выделяют пять этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототипирование и тестирование. Далее — подробнее о каждом из них.

  1. Эмпатия — основа дизайна (решения), ориентированного на человека. Этот этап важен, чтобы понимать людей, для которых создаётся это решение. Чтобы найти решение для других, нужно проявить эмпатию (сочувствие, понимание) к ним и их ценностям. Понять, что они думают и чувствуют, чтобы выявить потребности. Только благодаря наблюдению можно увидеть, как выглядит их жизнь в реальности, интерпретировать их опыт, чтобы найти сильные инсайты.

  2. Этап определения (фокусировки). Здесь происходит анализ и синтез всех находок предыдущего этапа. Формулируется задача, для которой нужно будет искать решение, и формируется уникальное видение ситуации. Именно оно даёт фокусировку, вдохновляет команду на поиск инновационных решений.

  3. Этап генерации идей. На нём проводится мозговой штурм, придумывается огромное количество идей для решения задачи. Этот этап позволяет преодолеть очевидные решения и начать думать вне шаблонов, вне колейного мышления, открыть новые области.

  4. Этап прототипирования. Здесь идеи воплощаются в реальном мире: в модель из пластилина и ниточек, из бумаги, в интерфейс или excel-таблицу. Важно попробовать прототип в действии, предложить опробовать его пользователям. Этот этап позволит лучше узнать пользователя, думать «руками», улучшить решение, вдохновить людей (команду, клиентов, заказчиков, инвесторов).

  5. Этап тестирования тоже позволяет улучшить решение и лучше узнать пользователей, а также проверить и улучшить видение.

С любого из этапов можно вернуться к предыдущим, если текущие результаты оценены как неудовлетворительные. Для проведения каждого из них есть разнообразные методы.

09.04/ 2022
Закажите мероприятия по созданию команды
Оставьте контактные данные, мы обязательно с вами свяжемся
Нажимая кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности проекта Профизвестность (ИП Приказчикова Ю.В.)
Статьи блога