ПРОФИЗВЕСТНОСТЬ
Тренды в образовании

Как мы запускали проектное обучение в вузе

Перед образовательными организациями в нашей стране стоит непростая задача - повышение качества образования, а точнее вхождение в десятку мировых лидеров по качеству образования. Это задача, на наш взгляд, настолько амбициозная - как всей образовательной системой в космос полететь. Привести образование в соответствие с реалиями рынка можно в том числе с помощью проектного или проектно-ориентированного обучения. Частичная замена традиционных занятий на решение комплексных задач позволит студентам готовиться к будущему - наращивать не только soft skills, а также hard skills. Почему традиционные методы обучения через лекции, семинары и практические занятия не могут справиться с поставленной задачей? Мы не можем через старые форматы трансляции знаний научить студентов и школьников создавать новое, подготовить их к будущему. И виноват во всем VUCA-мир, в котором старый опыт и старые стратегии, к сожалению, не работают.

Мурманский арктический государственный университет, филиал в г. Апатиты - вуз, который пригласил команду проекта "Профизвестность" запустить проектную деятельность, поставил перед нами амбициозную задачу: в рамках дисциплины "Основы проектирования" погрузить студентов второго курса в проектную деятельность , запустить команды студентов разных направлений подготовки (горное дело, электроэнергетика, информационные системы), вдохновить командным взаимодействием, зарядить на дальнейшую работу по проекту до конца учебного года. По мнению заказчика, кроме нашей команды больше никто в регионе, подобными навыками для выполнения задачи не обладает.
Что мы предприняли для реализации данного проекта. Была спроектирована сессия "Стратегическая проработка проектов" по продолжительности на 2,5 дня. Со стороны вуза подготовлены проблемы и сформулированы темы для работы проектных команд, подобраны эксперты-практики, выступающие в роли "заказчиков-экспертов", сгруппированы команды в соответствии с компетенциями и профилем обучения. Это все предварительная работа. А теперь подробно о том, что происходило в дни сессии.
День 1

Ярмарка компетенций. Студенты заполняли карточки со своими компетенциями, а потом знакомили с ними в "броуновском движении" всех участников и знакомились сами. Здесь участники впервые узнали, что такое "снятие запроса", что такое (техническое задание) ТЗ, могли отметить опыт проектной деятельности или генерации идей, навыки публичных выступлений и другие компетенции. (Если честно, в данный момент показалось, что у нас совсем ничего не получится, когда участники стали задавать вопросы "А что такое ТЗ?", "А что такое снятие запроса?...)

Распределение и запуск команд. Участники должны распределиться по командам. Если участники из разных учебных групп, то у них появляется возможность познакомиться, чтобы найти свою команду. Когда участники соберутся, их нужно объединить, например, продумываем общего названия команды, созданием общих договоренностей - как будет работать команда, какие общие привычки нужны.
Выбор кейсов. Короткое представление кейсов и тем, по которым предстоит работать командам. Представление экспертов-заказчиков, которые будут озвучивать проблемы и темы командам. Как распределить кейсы по группам? Это может быть случайный выбор - назовем его "рука судьбы" или выбор тем командами по принципу -"кто вперед - того черед", или же предварительное распределение кейсов (менее удачный вариант, который может показаться командам предвзятым).

Сбор информации по кейсам.
Взаимодействие с заказчиками. На данном этапе важно было выдать информацию – что нужно собрать студентам. Задача: собрать наиболее полную информацию по теме. Во-первых, нужно было собрать информацию от заказчика, снять запрос - какую проблему нужно решить (важно, чтобы заказчик-эксперт был подготовлен заранее и владел проблематикой). Во-вторых, просмотреть различные открытые источники. Команды должны были собрать информацию и создать наиболее полный обзор темы, собрать информацию об известных факторах. На что следует обратить внимание - понимание проблемы, четкое ее формулирование своими словами помогает всем участников команды получить мотивацию к действию, особенно, если студенты - представители различных направлений подготовки. В-третьих, сформировать таблицу-пинборд по кейсу, где обозначены разделы: проблема, цель, препятствия (на данном этапе не заполняется), решение (предварительное). Подобный пинборд позволит получить полное представление о проблеме, посмотреть на кейс "сверху", с "высоты вертолета" или с "высоты птичьего полета" и увидеть картину целиком.

Формирование ТЗ (технического задания), согласование. Командам нужно оформить Техническое задание - все, что они поняли при снятии запроса, и согласовать ТЗ с заказчиком. Здесь мы столкнулись с очень интересной картиной - одни студенты, подготовившие ТЗ, сидели и ждали, когда к ним подойдут преподаватели в роли заказчиков. Другие не удосужились оформить ТЗ на чистом листе и планировали согласовывать на черновике, а третьи вообще ответили на вопросы односложно - "да, нет, имеется" и решили вручить этот листок заказчику. Тут нам пришлось активно работать со всеми командами, объясняя, что заказчик не "бегает" за исполнителями - они сами должны "бегать" за ним, что на черновике или с односложными ответами ТЗ не подойдет, потому что оно нужно не только заказчику, чтобы сверить конечный полученный результат, но и команде-исполнителю, чтобы оградить себя от дополнительных требований заказчика, не прописанных в ТЗ. В общем, погружали студентов в реалии жизни… Некоторые из команд жаловались на то, что разные представители заказчика давали противоречивую информацию или на этапе согласования говорили в другом ключе, нежели при снятии запроса. В этих случаях снова приходилось объяснять, что и такое бывает в жизни и в проектной работе. Что различные мнения от представителей заказчика - это вообще отличная ситуация, которая позволяет на этапе снятия запроса услышать мнения от различных групп пользователей и продумать продукт, удовлетворяющий различным требованиям.
Видение конечного продукта. Генерация идей. Данный этап сессии проводился для того, чтобы команда сформировала общее видение конечного результата, провела поиск решения. Общее видение, учитывающее опыт каждого члена команды позволяет определить спектр вариантов ее решения, чтобы двигаться вперед.

Проводим индивидуальный и групповой мозговой штурм о том, какие идеи могут решить проблемы заказчика. Важно, чтобы каждый член команды внес вклад в поиск решения, подумал и записал более 5 вариантов решения проблемы, выбрал наиболее ценные и поделился ими с участниками команды. А затем в групповом формате из ассортимента идей сформировать лучшие решения, которые могут подойти заказчику.

Генерация идей. Далее использовались несколько методов генерации идей, которые позволили расширить мышление участников команд. Использовались следующие методы генерации идей
  • Семантическая интуиция
  • Метод случайного стимула. Визуальный мозговой штурм.
  • Метод случайного стимула. Случайные слова.
  • Метод "Комбинация".

Все появившиеся идеи записывались командами на стикеры и наклеивались в таблицу-пинборд в разделе "Решение".

Выбор идей. Выбор лучших идей желательно проводить на следующий день, чтобы идеи "отлежались на диванчике". Но в случае использованных нами методик, команды смогли объединить сгенеренные ранее идеи. Группа, занимающаяся решением трудной проблемы, должна продвигаться вперед равномерно. При разделении этапа генерации, выбора и оценки идей группе проще генерировать разные мнения и в дальнейшем переформулировать ценные и даже "сумасбродные" мысли в конкретные решения, а затем шлифовать эти решения до тех пор, пока все участники команды не придут к общему конечному решению, которое будет объединять широту всех идей и мнений. Этот этап обсуждения называется сходящееся (конвергентное) мышление.

В обратной связи первого дня участники сообщили, что их удивила многослойность найденных решений, количество идей, найденных с помощью мозговых штурмов, организация путей решения проекта, количество идей, найденных без телефона и google. Удивились, что смогли организоваться и придумать большое количество идей, что получилось найти надежную команду и смогли сработаться.



День 2
После открытия второго дня проектной сессии провели очередную встречу с заказчиками. Участники представили им сгенеренные варианты решения, обсудили направления движения, получили одобрения на дальнейшие действия.

Оценка идей. Предложили оценить собственные идеи с различных точек зрения: приемлемости, пользы для заказчика, новизны, шанса на успех, простоты. Попросили зафиксировать полученные оценки.

Выявление противоречий - что может помешать получить запланированный результат. Этот этап обсуждения важен для студентов и позволяет снять "розовые очки" с глаз. На данном этапе стратегического планирования обычно мы приводим пример: "Представьте, что вы поставили точку на карте - куда хотите попасть, проложили на карте маршрут, но не учли существующую реальность - овраги, камни, буераки. Они могут серьезно помешать движению к цели, затруднить и даже преградить движение. Нужно исследовать эти препятствия до того, как вы двинетесь в путь." Сами противоречия не очевидны. Они могут изменить фокус восприятия решения проблемы и создать уверенность в том, что команда может двигаться вперед. Выявленные противоречия позволяют легко решать проблемы, определиться со стратегическими направлениями, которые позволят достичь решения поставленных задач, находить новые прорывные идеи.

Работа на данном этапе сессии была построена на описании ситуации и выявления четырех типов причин на основе логических уровней Аристотеля. Обсуждение вопросов по логическим уровням проходило в новых группах, распределенных по случайному принципу в формате The World Cafe. Новые группы и фокусирующие вопросы, по которым работали участники позволили собрать командам для своих проектов препятствия, мешающие им получить планируемое решение проблемы. Наиболее часто повторяющиеся утверждения, выявленные в ходе данного этапа сессии: "Мы не эксперты! Мы всего лишь студенты 2 курса!", "У нас недостаточно знаний для решения поставленных задач!", "У нас недостаточно практики для решения поставленных проблем!".
Формирование стратегических направлений. Данный этап сессии показал студентам как сфокусироваться на противоречиях (ограничивающих блоках) и создать направления развития проекта. Сформированные стратегические направления нацелены на преодоление противоречий и движению к запланированному результату, чтобы стратегия была максимально близка к реальной ситуации, а не к будущему в "розовых очках". Формирование студентами стратегических направлений позволило им выработать набор действий по направлению к достижению целей. Здесь есть опасность упасть в абстрактные идеи для будущего или для каких-то умозрительных команд. Важно, чтобы студенты формировали реальные действия, которые помогут им преодолеть противоречия и получить запланированный результат.

Детальный план действий. Этот этап предполагает планирование внедрения - что необходимо реализовать в следующие несколько месяцев до завершения проекта. Проектным командам предлагается поработать с таблицами. Описать идеальное состояние проекта и сравнить его с актуальной ситуацией. Таким образом, студенты формируют детальный план действий по проекту. На этом этапы стратегического планирования заканчиваются, и командам нужно упаковать проработанные проекты для представления "заказчикам".

Оформление содержания – паспорта идей. Мы предложили упаковать проработанные идеи в "Паспорт идей" по предложенным пунктам. Команды упаковали идеи и оформили "Паспорт идеи" в презентациях для представления на следующий день "заказчикам".
День 3

Представление тем кейсов. Третий день сессии был построен на представлении решений, проработанных командами, обратной связи и рефлексии проведенного этапа проекта.

На представление темы и ее решения было отведено 10 мин и 10 мин на обратную связь от "заказчиков" и экспертов от вуза.
Удивительный получился результат! Конечно, было замечание от экспертов, что командам нужно "подтянуть" терминологию. За два дня работы они не успели погрузиться в незнакомую для некоторых участников сферу. Однако всеми экспертами было отмечено, что командам, при недостаточном понимании специфики горного дела, удалось логически правильно выстроить план работы по проектам; правильно понято проблемное поле и оно не являлось повторением темы проекта; чисто "студенческий" подход к проблеме позволил использовать в решении существующие программы и запланировать дополнительные "надстройки" к ним.

Для полного погружения в темы проектов эксперты предложили командам экскурсии по их тематическим направлениям. По словам организаторов, работа по проектам не остановится и будет продолжаться в течение двух семестров. Совместная работа фасилитаторов с экспертами и "заказчиками" позволила преподавательскому составу принять новые правила - не критиковать, хвалить, давать мягкую обратную связь.

Эта проектная сессия стала серьезным шагом в переходе вуза от традиционной модели образования к проектно-ориентированному обучению. Проектная сессия решила несколько проблем: у кого и как учиться запуску проектной работы студентов, где взять людей, обучающих в проектном формате и где найти партнеров, которым нужны результаты проектной деятельности студентов, и где взять специалистов с индустриальным и предпринимательским опытом и экспертизой, которые могли бы направить студентов и преподавателей не допустить проектной деятельности до проведения лабораторных работ [Проектное обучение: практики внедрения в университетах. М.: 2018]. Привлечение профессиональных фасилитаторов, работающих с запросами реального бизнеса, к запуску проектного обучения в вузе помогло сформулировать проблемы и темы для команд, подготовить "заказчиков" по описанию проблемы и актуальным вопросам для формулирования технических заданий, запустить команды студентов для работы по заданным кейсам, погрузить их в решение проблем, увести их от "школярского" поверхностного подхода к решению проблемы, помочь найти значимость их вклада в решение задач и вывести на договоренности к дальнейшим действиям. Партнер проекта, оплативший затраты на реализацию проектной сессии и заинтересованный в результатах проектной деятельности студентов - градообразующее предприятие. Руководство вуза высказало готовность в дальнейшем сотрудничать с командой проекта Профизвестность для ежегодного запуска проектной работы и жизнеспособных проектных команд в рамках дисциплины "Основы проектирования". А мы готовы делиться опытом работы и практиками с заинтересованными вузами и школами.

Надеемся, что данный материал станет полезным для организаторов проектной деятельности в образовательных организациях, вовлекающих студентов и школьников в проектную и инновационную деятельность.
Автор Юлия Приказчикова
27.10/ 2021
Материалы для скачивания
  1. Шаблон анкеты для ярмарки компетенций
  2. Вопросы для кейсов и ТЗ
  3. Шаблон пинборда по проекту
  4. Метод генерации идей "Семантическая интуиция"
  5. Метод генерации идей "Визуальный мозговой штурм"
  6. Метод генерации идей "Случайные слова"
  7. Метод генерации идей "Комбинация"
  8. Вопросы для поиска противоречий по логическим уровням Аристотеля
  9. Таблица Детальный план действий
  10. Паспорт идеи
Скачать материалы за 490 рублей
Статьи блога