ПРОФИЗВЕСТНОСТЬ
Вовлекающие технологии

Кто такой фасилитатор

Как бы часто я не показывала свою работу и не рассказывала, кто такой фасилитатор, в окружении вновь и вновь появляются люди, которые спрашивают: "а кто такой фасилитатор?" Или забывают: "как его - на букву "Ф"?...

Это профессия будущего, представители которой уже есть в настоящем. Фасилитатор – специалист, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию с помощью различных инструментов ведения дискуссии. Эта профессия уже существует, но будет становиться все более актуальной по мере того, как будет появляться все больше кросс-отраслевых и кросс-культурных команд, членам которых непросто понять друг друга [Атлас будущих профессий].

Фасилитация

В переводе facilitation означает "облегчение процесса". Фасилитация - это набор методов и инструментов, которые эффективно позволяют организовать групповое обсуждение.

Фасилитационная сессия – это хорошо структурированное собрание, в ходе которого его лидер (фасилитатор) проводит участников через ряд заранее определенных шагов, чтобы они достигли результата и чтобы этот результат был разработан, понят и принят всеми участниками [М. Вилксон. Секреты фасилитации].
Фасилитатор ведет беседу группы и выступает в роли проводника. Его задача – обеспечить наиболее эффективную беседу, привести её к результату, который устроит всех участников. У фасилитатора всегда нейтральная позиция: он не оценивает, не навязывает свое мнение, не вступает в дискуссию, не принимает решений за группу.


Фасилитатор создает среду, в которой каждый участник имеет возможность высказаться, внести свой вклад в поиск решения. Фасилитатор помогает достичь взаимопонимания, сформировать общее понятийное поле, прийти к согласованию позиций участников, найти альтернативные решения и принять важные.


Фасилитатор "мягкий, но очень жёсткий" – написала я однажды эту оксюморонную фразу. Фасилитатор мягкий к контексту, который обсуждают участники (ему не важно содержание обсуждения, поэтому он может фасилитировать любые темы от узкопрофильных технических до широких общественно-политических). При этом фасилитатор жесткий к заданному процессу – просит участников придерживаться заданных рамок (отведенного на обсуждение времени, количества мыслей на карточке, размера и шрифта надписи на карточке, хода обсуждения и проч.) Все эти критерии необходимы для качественного результата, полученного в результате обсуждения.


Форсайт и стратегические сессии с привлечением заинтересованных сторон дают понимание в развитии проектов, организаций, городов и региона. Важно, что в процессе групповых обсуждений участники становятся ответственными за разработанные решения. Это влечет за собой изменения в организации, в обществе.

Фасилитация создает среду командной работы для внедрения изменений, позволяет по-новому выстроить коммуникацию в коллективе, дать энергию и веру, что внедрение изменений в организации возможно.

Фасилитация - технология, которая уже более 40 лет активно применяется в Европе, США, Канаде и Азиатских странах. Последние 10 лет становится все более популярной в России.

Важную роль фасилитация будет играть в сфере образования, когда учитель перестанет выполнять роль единственного носителя знаний, а будет помогать ученикам находить ответы в решении реальных задач, будет создавать развивающую среду, где нет единственно верных ответов.
Как я открыла для себя фасилитацию.

Я знала фасилитацию как инструмент для организации группового обсуждения в тренинге. Совершенно интуитивно я начала расширять в тренингах эту часть, где люди могли разговаривать друг с другом, договариваться о понятиях, что они вкладывают в них, искать решения проблем.

Расскажу о случае, который перевернул мою профессиональную жизнь.

Проводила тренинг по клиентоориентированности в компании. Участники совместно искали определение клиентоориентированного сотрудника: какой он? Определяли по шкале - как они соотносят себя с этим созданным образом клиентоориентированного сотрудника. Искали проблемы, с которыми сталкиваются клиенты, и пути их решений.

После тренинга меня вызвал заказчик и поинтересовался – как прошел тренинг. Я рассказала о ходе мероприятия, о выработанных решениях. Со своей стороны заказчик сообщил о низком качестве тренинга:
  • тренера не было видно, не было энергии;
    участники говорили сами (могли и на кухне поговорить);
  • не было глубины в выработанном определении клиентоориентированности;
  • были участники, которые разместили шутливые высказывания на карточках, а тренер не обратил на это внимания и не пресек юмор.
Я была убита. Это правда. Что я могла сказать в своё оправдание? Всё было действительно так. Моей ошибкой было то, что я назвала свое мероприятие "тренингом". Поэтому были определенные ожидания исходя из жанра. Но в тот момент я не знала, что существует "фасилитация" как технология групповой работы. Не знала, что заказчик отметил в моей работе качества, необходимые фасилитатору. Сама того не ведая, я открыла для себя фасилитацию. Позднее стала искать информацию, читать, обучаться.

Лишь спустя несколько лет прошла основательное обучение фасилитации у Елены Литвиновой и Галины Тюриной на Факультете корпоративных коммуникаций, защитила диплом на степень miniMBA по фасилитации, модерации и стратегическим коммуникациям в Праге.

И что теперь? Провожу ли я тренинги? Нет. В классической их структуре не провожу. Потому что у меня везде много фасилитации. Я её нашла. И никогда уже не расстанусь.

14.02/ 2022
Закажите фасилитацию мероприятия для своей организации
Оставьте контактные данные, мы обязательно с вами свяжемся
Нажимая кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности проекта Профизвестность (ИП Приказчикова Ю.В.)
Статьи блога