ПРОФИЗВЕСТНОСТЬ

История в картинках для обучающих целей

Наскальные рисунки, лубки, карикатуры и комиксы – картинки для передачи информации и обучения
Если предложить педагогам доносить информацию в визуальных историях, возможно они скажут, что дети совсем разучатся работать с информацией. «Что? Обучать в комиксах? Ну уж нет…», - вероятно, такой ответ мы услышим. В нашей истории использование рисунков и историй в рисунках для передачи информации свидетельствует не только о низком интеллектуальном уровне адресата.

Как применялись визуальные истории для передачи информации и пропаганды

Человеку привычно мыслить историями. С точки зрения эволюции, человек научился писать относительно недавно. До нас дошли различные артефакты того, как человек передавал информацию с помощью рисунков.

Наиболее древние из них – это наскальные изображения, высеченные или нарисованные на камне, которые использовались в качестве знаковых систем для передачи информации. Не будем на них останавливаться. Об этих фактах знают многие.

В старинных азбуках буквы рисовались в виде забавных людей и животных, чтобы лучше запоминались. И в современных изданиях мы можем обнаружить одушевленные буквы, ведь они позволяют рассказывать истории, а истории помогаю быстрее запоминать. А для украшения книг использовались буквицы – большие затейливо оформленные буквы текста. Они являлись частью книжного декора.
Огромный пласт дошедших до нас визуальных историй – это лубочные картинки. Они появились в России во второй половине XVII века, получили массовое распространение в XVIII веке и издавались до 1918 года. Для изготовления лубков изображения вырезали на доске, а затем раскрашивали полученные оттиски. Есть версия, что название «лубочные» листы происходит от названия липовых досок (лубе). Другая версия связывает происхождение слова с лубяными коробами, в которых торговцы разносили товар.

В XVII веке лубки украшали интерьеры придворной знати, а потом печатные листы стали покупать и горожане. В XIX веке лубок полюбили крестьяне. Картинки для них были источниками знаний и новостей: они стоили дешево и заменяли газеты. Смысл картинок был понятен даже неграмотным, хотя картинки сопровождались текстом – шутливым и назидательным.

Популярные темы лубков: от нравоучений до пересказа Пушкина

Нравственность и ценности. Для купцов были интересны листы о добродетелях и семейной жизни, о детях, которые уехали в город и промотали там деньги. В лубках осуждалось пьянство, разгульная жизнь, супружеская неверность, восхвалялись традиционные ценности и героизм русских воинов. Были лубки на религиозные темы: библейские сказания, жития святых, календари церковных праздников, копии икон. Были картинки с подписями: от какой болезни или беды кому из святых следует молиться. Были картинки с текстами молитв и главными религиозными праздниками.

Политика и история. С помощью картинок крестьяне получали информацию о событиях в стране и крупных военных битвах. Тексты для листов брали из газет, переписывали их, чтобы язык стал понятен для малограмотных читателей, дополняли тексты сказаниями и легендами. Во время Отечественной войны 1812 года правительство использовало лубок для поддержания патриотического духа. Профессиональные художники и народные мастера обыгрывали актуальные в те годы сюжеты: подчеркивали мужество русских воинов и высмеивали французов.

Сказки и литература. Высокий спрос был на лубки с сюжетами народных сказок, а в XIX издавали лубки по мотивам произведений Н. Карамзина, А. Кольцова, М. Лермонтова, И. Крылова. Больше всего раскупались листы со сказками А. Пушкина.

В России лубки были популярны до начала XX века. Когда печатное дело стало государственным, в 1918 г., их перестали издавать. Стиль и приемы лубка проявились в творчестве авангардистов, например, в плакатах «Окна РОСТА». Эти плакаты вывешивались в пустых окнах магазинов – отсюда получили название. Их посвящали новостям с фронтов Гражданской войны, первым декретам советской власти, трудовой агитации. Из 1500 выпусков около 400 нарисовал Владимир Маяковский, ему же принадлежит большинство текстов.

В 1922 году вышел самый известный сатирический журнал советского времени «Крокодил». В 20-е годы он боролся с религией, в 30-е – с иностранными агентами и «врагами народа». Так же, как и лубок, советские карикатуры сопровождались репликами-пояснениями. Их придумывали специальные сотрудники – «темачи».

В 1960-70-е годы главными героями сатирических журналов стали «граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы» и капиталисты-агрессоры. Рисунки печатались в воскресных выпусках газеты «Труд» в рубрике «Улыбки художника», неполитические карикатуры выходили в «Литературной газете».

(По материалам сайта культура.рф)


В современных коммуникациях серьёзное место заняли комиксы – рисованные истории или рассказы в картинках. Рисованные истории даже выделяют как отдельный тип медиа и как форму визуальной медиакоммуникации. Существуют разные форматы комиксов – масштабные и короткие. Комикс (от англ. comic- смешной) – это серия изображений, повествующих о какой-то истории. Есть даже образовательное направление комиксов (англ. Educational comics), которые применяются от начальной школы до вузов. Год назад мне попалась серия книг Ларри Гоника «Естественная наука в комиксах». Не удержалась – купила алгебру и химию, пожалела, что не купила физику.

Автор серии - Ларри Гоник – математик по образованию и карикатурист по призванию. Более 40 лет выступает популяризатором науки. Самостоятельно либо в соавторстве с карикатуристами из разных областей знания он готовит материал, а затем рисует комиксы, которые могут сравниться по информативности с университетскими учебниками. Занимательные по форме и имеющие солидную научную основу, его работы заслужили популярность во всем мире. Ларри Гоник преподавал математику в Гарвардском университете, поэтому его книга «Алгебра: Естественная наука в комиксах» представляет собой интенсивный курс алгебры, охватывающий ряд основных тем школьной программы, включая линейные уравнения, многочлены, квадратные уравнения, построение кривых. Автор с юмором делает экскурс в историю алгебры и приводит примеры из современной жизни. Гоник преподносит материал весело, интересно и легко для восприятия, при этом в структурированном виде.


Почему формат комиксов/ историй в картинках ценен для донесения сложного материала

Не следует думать, что упрощение материала до простых картинок приведет к снижению интеллекта школьников. Важность объяснения материала с помощью комиксов можно объяснить несколькими фактами.

Во-первых, на сегодняшний день существуют утверждения, что большая часть информации (80%) воспринимается человеком визуально. Человеческий мозг воспринимает визуальную информацию в сравнении с текстовой: быстрее, полнее, эмоциональнее. Наш мозг лучше воспринимает визуальную информацию, потому что для запусков процессов ее восприятия требуется лишь ¼ секунды. Наш мозг мыслит ассоциативно и это позволяет мгновенно вызвать обратную связь на визуальный стимул. Мозг воспринимает и обрабатывает визуальные данные гораздо быстрее текстовых или звуковых. Этот феномен называют эффектом превосходства образа.

Во-вторых, исследователи называют цифру - 80% современных школьников имеют клиповое мышление. И в этом не их вина. В современном мире с зашкаливающим и быстроменяющимся потоком информации клиповое мышление защищает мозг. Способность быстро переключаться с одного источника на другой помогает не перегружать мозг от ненужной информации. Быстрая реакция и многозадачность – плюсы клипового мышления. А вот неспособность к длительной концентрации и аналитическому мышлению – конечно же минусы. Для клипового мышления визуальные истории – помощь в целостном восприятии информации.

В потоке информационных шумов мы перестаем воспринимать любую информацию, порой доже очень важную. Не нужно считать, что дети и взрослые могут совсем разучиться читать. Существуют множество важной производственной информации, которая передается не длинными информационными сообщениями. Эту информацию важно считывать мгновенно, чтобы обеспечить безопасность себе и другим: дорожные знаки, цветовые кодировки, графические инструкции. Визуализация этой информации не сделала никого глупее. Возможно, визуальные истории могут помочь передать главную суть информационного сообщения.



Метод визуализации «история в картинках» (TellMe) или визуальная история

Этот метод визуализации позволяет представить какое-либо действие в виде раскадровки к фильму с помощью простых пиктограмм. Раскадровка (от англ. storyboard – букв. «рассказ на доске») – это последовательность рисунков, картинок, ключевых кадров, которая позволяет передать замысел режиссера.

Истории в картинках в виде раскадровок служат прекрасным материалом по развитию речи для составления устных рассказов для дошкольников и младших школьников. С помощью таких рассказов у ребенка развивается логическое и абстрактное мышление, особенно если картинки нужно расставить в последовательности.

Визуальные истории могут быть использованы в обучении и более старших школьников. Они могут вызывать позитивную реакцию, доверие, позволят легко запомнить информацию. Из опыта известно, что информация лучше усваивается в форме сюжетных историй, картинки быстрее передают смыслы.

С помощью картинок можно доступно объяснять информацию, доносить нужный смысл. Простое сообщение с помощью истории можно превратить вовлекающее повествование.

Истории в картинках против инструкций, которые никто не читает

Подробные инструкции и рекомендации для самостоятельной сборки товаров ИКЕА – это прорыв в создании инструкции. Как часто вы читаете инструкции? Только когда ничего не собралось или не запустилось? Большинство россиян руководствуются именно этой стратегией. Но инструкции IKEA открывают все. Почему? Они крупные и понятные, даже проще чем инструкции к LEGO. В них нет занудства и мелкого шрифта. Нет банальностей. Ну, если есть, их можно легко пропустить.

Для чего такие инструкции, на которые тратится столько много бумаги? Инструкции – это часть стратегии IKEA, по которой пользователь покупает конструктор, чтобы создать СОБСТВЕННУЮ мебель. Мебели в других магазинах продается достаточно, но шкаф, купленный в IKEA – он собственной сборки, а значит создатель этого шкафа – сам хозяин. Это главная ценность.

Поэтому инструкция – это часть стратегии компании. Для нее не жалеют времени создания и бумаги. Здесь есть герой – смешной человечек, есть цель – собрать мебель. Есть необходимые инструменты и есть препятствия в виде тяжестей, падающего шкафа и прочее. В инструкции есть возможность позвать героев-помощников, которые соберут все лучшем виде.

Что важно учесть, если использовать в образовании истории в картинках?

Для визуальной, как и для любой истории нужен

  • персонаж или несколько;
  • конфликт или проблема, которую нужно решить;
  • действия и их последовательность;
  • эмоции.

Персонаж – главный герой – он важен для любого повествования. Без него не может разворачиваться история, не может происходить никаких действий. Может быть одновременно несколько персонажей, которые могут выполнять роль противников или помощников главного героя. В роли персонажа истории может выступать предмет.

Конфликт – это проблема или задача, с которой сталкивается герой. Без конфликта не было бы действия и какого-либо движения.

Действия – то, что совершает герой, его противники и помощники. Благодаря действиям рождается движение. В визуальном сторителлинге важно задать последовательность действий. Сделать это можно с помощью стрелок или нумерации.

Эмоции придают истории живость, особенно визуальной истории. Графическое изображение эмоций персонажа позвонят ставить себя на место героя, проходить с ним путь, сопереживать ему и радоваться решению конфликта вместе.

Какие задачи можно решить с помощью историй в картинках

Визуальная история прекрасно поможет рассказать, как справиться с какой-либо задачей:
  • собрать мебель;
  • зарегистрироваться на сайте;
  • установить программу;
  • выполнить задание;
  • доносить правила и ценности;
  • передавать исторические события
  • и многое другое.

Важно поставить цель – что хотим получить в результате, к чему должен прийти зритель визуальность истории – в чем она должна ему помочь.

На мой взгляд, визуальные истории могут быть использованы в образовательных целях и целях пропаганды, так же как в свое время лубки.

Как вы считаете, что можно объяснить в истории в картинках, чем она может помочь?

Автор Юлия Приказчикова

Похожие темы

Другие страницы проекта Профизвестность по теме визуализация
Визуализация для педагогов
Мастер-группа для тех педагогов и не только педагогов, кому важно научиться доносить свои идеи и мысли через понятные визуальные образы.
Читать больше
История в картинках для обучающих целей
Открытый вебинар
Читать больше
Визуализация на занятиях
Открытый вебинар
Читать больше
Статьи блога