ПРОФИЗВЕСТНОСТЬ
Тренды в образовании

Интерактивная лекция для аспирантов о фасилитации и трендах в образовании

С аспирантами Российского экономического университета им Плеханова обсуждали:
  • чем отличается фасилитатор от модератора и коуча;
    в чем принципиальное отличие экспертной позиции бизнес-консультанта, бизнес-тренера и фасилитатора;
  • почему вдруг в образовании меняется роль преподавателя;
  • как фасилитатор помогает командам думать наилучшим образом и искать совместные решения;
  • куда идет российское образование.

Поработали с трендами. Рассмотрели направления трендспоттинг и трендвотчинг. Кто наблюдает за трендами и где можно получить эту информацию. Поработали с картами трендов Ричарда Уотсона.

Рассмотрели результаты исследования по форсайту образования 2030 "Будущее образования: глобальная повестка".
Что происходит и почему сейчас нужно менять подходы в образовании.
[Цитата из исследования.]
1. Развитие цифровых технологий меняет способы фиксации, передачи и создания знаний.
2. Новые решения для образования реализуются в виде технологических стартапов. Возникает новый рынок, который может быстро заместить традиционные образовательные системы и внести новые стандарты
3. Динамика развития промышленности задает спрос на новые типы компетенций и новые формы подготовки (Заметим, что в 2021 г дефицит специалистов в IT сфере составил 1 млн человек. Утомленные голодом IT-гиганты - Яндекс, Mail.ru, Сбербанк, Тинькофф - начинают самостоятельно готовить кадры)
4. Образование все больше воспринимается как нематериальный инвестиционный актив, процесс капитализации которого нужно сделать максимально управляемым
5. Изменения ценностей в обществе потребления предъявляет системе образования новый тип обучающихся:
  • растет доля студентов, которые не видят особой ценности в образовании, у них низкая мотивация к обучению;
    растет доля осознанных студентов, которые понимают смысл саморазвития, готовы ставить собственные цели и не готовы брать «пакетные решения».

Почему нужно начинать менять образование.
•Будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать
•Будущее вариативно – оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров
•Можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы хотим его видеть

С участниками рассмотрели тренды, связанные с ключевыми изменениями в системе образования, приземлили их на образовательную деятельность аспирантов.
Облако тегов в Menti

В обратной связи, отвечая на вопросы "Что ценного было? Что берете в копилку?" , аспиранты сообщили следующее.

Я понял, что большинство из тем могут быть темами для кандидатских диссертаций. Эти тренды еще не реализованы. Кандидатские диссертации пишутся на 5-10 лет вперед. Какие информационные технологии не реализованы – можно проработать. Мне понравилась использование цифровых технологий. Я был сторонник очного образования. Но сегодня мое мнение изменилось. Если очное образование эффективно с точки зрения коммуникаций, то дистанционное эффективно с точки зрения охвата аудитории.

Я начинала учиться в аспирантуре 7 лет назад. Все было очно. Казалось, все проходит вяло, мало студентов. Сейчас дистант, а ощущение, что сидим лицом к лицу. Спасибо за использование Menti и Jamboard сегодня. Берем в работу – будем использовать и не бояться. И карту трендов тоже будем использовать

У меня тоже доля консерватизма – я была только за очное образование, личное общение. Сегодняшняя лекция – хороший пример того, как онлайн может быть интерактивен, как может выводить людей на дискуссии. Сегодня было много интерактивного взаимодействия. Спасибо за использование дополнительных интерактивных инструментов – для нашей дальнейшей профдеятельности это очень поможет.

Так как у меня диссертация связана с онлайн образованием, мне было очень интересно. Понравилась идея с Menti – опросами. Краем глаза видела карту трендов. Не приходила идея использовать её для диссертации. Ценно было понимание четких формулировок для вопросов, четкой терминологии. Спасибо – было очень интересно.

Спасибо! Было динамично, интересно! Четкость формулировок – наше все. Для диссертации, для работы со студентами. Когда преподаватель специально вводит неоднозначность, чтобы понять – что у студентов в голове – очень интересный подход.

Карта трендов, тренды образования – интересно что ожидается на рынке профессий. Интерактивное взаимодействие со студентами. Возьму себе на вооружение. Занятие пролетело быстро.

Мне понравилось как все было выстроено: быстро, динамично, куча примеров в процессе. Скорость переключения: так не получилось - мы сейчас переделаем, сейчас быстро разобьем на группы. Я думала, что мы все потеряемся. У меня такого опыта не было – я не училась онлайн, работа моя в пандемию была тоже не онлайн. Для меня было очень интересно и необычно, что происходит. Спасибо – очень интересно!

Коллеги, я хочу поблагодарить вас за опыт. Мои коллеги не дадут соврать, что у нас не было таких интересных лекционных занятий, с таким полным вовлечением. Хочется поблагодарить за такой формат проведения. В моменте сегодняшней лекции, мы поучаствовали в обсуждении разных видов трендов, поучаствовали в онлайн реальности: игры, взаимодействие, обсуждение. Спасибо! Очень интересный формат. Много нового почерпнули.

Верю, что аспиранты не останутся в стороне от изменений в образовании и продолжат погружение в эту тему.

25.01/ 2022
Закажите интерактивную сессию по работе с трендами!
Отправить запрос
Оставьте контактные данные и мы обязательно свяжемся с вами
Нажимая кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности проекта Профизвестность (ИП Приказчикова Ю.В.)
Статьи блога