Поработали с трендами. Рассмотрели направления трендспоттинг и трендвотчинг. Кто наблюдает за трендами и где можно получить эту информацию. Поработали с картами трендов Ричарда Уотсона.
Рассмотрели результаты исследования по форсайту образования 2030 "Будущее образования: глобальная повестка".
Что происходит и почему сейчас нужно менять подходы в образовании.
[Цитата из исследования.]
1. Развитие цифровых технологий меняет способы фиксации, передачи и создания знаний.
2. Новые решения для образования реализуются в виде технологических стартапов. Возникает новый рынок, который может быстро заместить традиционные образовательные системы и внести новые стандарты
3. Динамика развития промышленности задает спрос на новые типы компетенций и новые формы подготовки (Заметим, что в 2021 г дефицит специалистов в IT сфере составил 1 млн человек. Утомленные голодом IT-гиганты - Яндекс, Mail.ru, Сбербанк, Тинькофф - начинают самостоятельно готовить кадры)
4. Образование все больше воспринимается как нематериальный инвестиционный актив, процесс капитализации которого нужно сделать максимально управляемым
5. Изменения ценностей в обществе потребления предъявляет системе образования новый тип обучающихся:
- растет доля студентов, которые не видят особой ценности в образовании, у них низкая мотивация к обучению;
растет доля осознанных студентов, которые понимают смысл саморазвития, готовы ставить собственные цели и не готовы брать «пакетные решения».
Почему нужно начинать менять образование.
•Будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать
•Будущее вариативно – оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров
•Можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы хотим его видеть
С участниками рассмотрели тренды, связанные с ключевыми изменениями в системе образования, приземлили их на образовательную деятельность аспирантов.