Важно создать безопасные условия для участия и сотрудничества группы:
- создать возможность для совместной работы;
- поощрять безопасное высказывание мыслей участниками;
- способствовать нахождению взаимовыгодных решений;
- поощрять всех;
- не принимать чью-либо сторону и не проявлять никаких признаков собственного мнения по обсуждаемым вопросам;
- не говорить «свысока»;
- создать безопасную окружающую среду, сосредоточить внимание на согласии, а не на разногласиях.
Применение фасилитации в проведении мероприятий образовательной организации позволяет:
- вовлечь участников в обсуждение;
- структурировать обсуждения;
- собрать экспертизу по теме;
- найти варианты решений;
- определить критерии выбора наилучшего решения;
- провести анализ ситуации;
- создать общее понимание и общее видение;
- найти нестандартные креативные решения;
- планировать проекты или подводить итоги;
- проводить форумы и конференции;
- проводить совещания;
- решать групповые и межличностные конфликты и многое другое.
Педагог в роли фасилитатора может вдохновить участников на свершения. В проведении мероприятия фасилитатор выполняет определенные роли.
Восемь ролей фасилитатора:
- батарейка – заряжает группу интересом к обсуждаемой теме, поддерживает энергию обсуждения;
- проводник – заранее знаем маршрут, по которому должен прове-сти участников мероприятия;
- интервьюер – задает правильные вопросы и слушает участников;
- ясновидящий – следит за динамикой группы, заранее предотвра-щает напряженность, утомление, шаблонные решения;
- миротворец – прилагает усилия для мирного хода беседы, предотвращает конфликты, направляет к конструктивным решениям;
- бригадир – отвечает за ход мероприятия в нужном направлении, отсекает ненужное и направляет группу к результату;
- строитель моста – находит общее между высказываниями участников для закладки фундамента моста, чтобы связать договоренности и выводы;
- хвалитель – хвалит участников за все идеи, за прилагаемые усилия, за результат.