ПРОФИЗВЕСТНОСТЬ

Что такое тренды и зачем за ними наблюдать

Все большее значение в нашей жизни приобретает слово ТРЕНД. Попытаемся разобраться какое влияние тренды имеют на нашу жизнь и зачем руководителям и профессионалам следить за ними.

Тренд (от англ. «trend» — тенденция, график) – основная тенденция изменения чего-либо, закономерность, характеризующая общую тенденцию в изменениях показателей временного ряда. Эти явления могут повлиять на экономику, общество, политику, технологии, рынки и отрасли. Некоторые называют трендами набирающие обороты идеи, которые завтра станут действительностью.

По степени влияния можно выделить три типа трендов


Макротренды – это масштабные тренды, к которым относят социальные, технологические, экономические, политические и тренды, связанные с окружающей средой.

Отраслевые / индустриальные тренды – распространены в определенной сфере (например, цифровые, технологические, медицинские тренды).

Потребительские тренды отражают картину потребностей людей.

За трендами наблюдают и есть даже профессии в этой сфере – трендвотчинг и трендспоттинг.


Трендвотчинг (англ. Trendwatching) – наблюдение за трендами. Как самостоятельное направление появилось в 2002 г. в Нидерландах. Наблюдение за зарождением, развитием трендов, обнаружение зон, где может появиться что-то новое.

Тренгдспоттинг (англ. spotting ) – обнаружение, наблюдательный пункт. Способ следить за трендами, их динамикой, выстраивать прогнозы по предполагаемым путям их развития. Выявление тенденций из потока информации.

Как считает эксперт по трендам Рохид Бхаргава, чтобы предсказывать будущее, нужно обладать мышлением роста. Важно следить за краткосрочной перспективой, изучать все, что происходит вокруг прямо сейчас. А затем, на основе наблюдений делать выводы.

Исследователи трендов формируют карты трендов, например, Ричард Уотсон на сайте What's Next (анг. «Что дальше?») с футурологическими отчетами.

Почему нужно наблюдать за трендами

На карте трендов Ричарда Уотсона 2010-2050 в «Глобальных рисках» обозначена «Глобальная пандемия». В книге «Будущее. 50 идей, о которых нужно знать», выпущенной в России в 2012 году, Ричард Уотсон писал: «Что же произойдет, если случится настоящая пандемия? Ладно еще сколько народу погибнет. Об этом уже наговорились <…> Но каковы более будничные последствия? Как только люди начнут массово умирать, нам придется избегать друг друга. Мы перестанем ездить на работу и все будем делать из дома. Школы закроют, реальные магазины - тоже. Добывать продовольствие станет отдельной непростой задачей, распространятся запасания и воровство еды. Сами деньги станут проблемой. Поскольку люди не захотят трогать наличные, которые до них были еще в чьих-то руках.»
Ничего не напоминает? Все это мы пережили в 2020 г. И массовые смерти, и самоизоляцию, и социальное дистанцирование, и запасание товаров первой необходимости, и рекомендации не расплачиваться наличными… Что пережили компании, организации и люди в 2020? Развивалась бы эта ситуация по-другому, если бы руководители и профессионалы наблюдали за трендами?

Работа с трендами

На стратегических и командных сессиях, лекциях для различных отраслей – образования, культуры, туризма и др. – мы часто рассматриваем тренды, их проявление и возможность применения для организации / проекта.

Наблюдение за трендами важно для разработки стратегии компании. Без понимания изменений невозможно формирование инновационного вИдения и выявление рисков и преград, которые могут помешать его осуществлению. Важно при разработке товара или услуги – нужно понимать в каком направлении развиваются запросы пользователей.

В последующих публикациях буду делиться информацией о конкретных трендах в сфере образования и других мегатрендов.

Ниже вы можете скачать карту трендов Ричарда Уотсона 2010-2050 на русском языке и 2017-2050 на английском. Желаю увлекательного погружения в среду трендов.

Автор Юлия Приказчикова.

27.01 / 2021
Нажимая кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности проекта Профизвестность (ИП Приказчикова Ю.П.)
Статьи блога